понедельник, июля 10, 2006

Наброски ко всеобщей истории культуры

Во время последнего великого оледенения (так называемого валдайского) здесь сформировалась единая природная зона. Она простиралась от Атлантического океана до Уральского хребта. На бескрайних равнинах Европы паслись огромные стада мамонтов и северных оленей - основных источников пропитания человека эпохи верхнего палеолита. По всей территории растительность была приблизительно одинаковой, поэтому регулярных сезонных миграций животных тогда не было. Он и свободно бродили в поисках пищи. За ними столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты. Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность общества позднепалеолитических людей.

Однако 12-10 тыс. лет назад ситуация изменилась. Наступило последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” Скандинавского ледникового щита. Он разделил прежде единую в природном отношении Европу на две части. Вместе с тем изменились направления господствующих ветров, увеличилось количество атмосферных осадков. Изменился и характер растительности. Теперь в поисках пастбищ животные были вынуждены совершать регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (куда они уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными в наметившихся границах новых природных зон стали кочевать и охотившиеся на них племена. При этом прежде единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части Балтийским ледниковым “клином”.

В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы. Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство). В археологии такой период принято называть неолитической революцией.

В поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. Изменившиеся экологические условия - труднопроходимые леса и болота, разделившие теперь отдельные группы людей, - затрудняли общение между ними. Постоянное, хотя и несистематическое межплеменное общение (обмен хозяйственными навыками, культурными ценностями, вооруженные столкновения, лексические заимствования) оказалось нарушенным. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы. (И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.))

Мы всё ещё зависим от тех огромных открытий, которыми отмечена, без какого-либо преувеличения, неолитическая революция: земледелие, разведение скота, гончарство, ткачество... За последние восемь-десять тысяч лет в эти «искусства цивилизации» мы лишь привносили усовершенствования. (Леви-Строс К. Раса и история // Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – С. 343)

История литературы начинается с изобретения письма. И точно так же связана с историей письма на всей своей протяжённости. Первоначальное иероглифическое письмо, как считают учёные, не только отличалось от последующего алфавитного трудоёмкостью воспроизведения и деталями внешнего вида. Возможно, что тип письма весьма сильно влиял на сознание людей, предопределяя сам тип человеческой цивилизации («Галактика Гуттенберга»). Точно так же свои когнитивные аспекты имели и письменные принадлежности: переход от письма от руки к пишущей машинке существенно изменил отношения автора и текста уже в процессе порождения последнего. «Ницше, которому доставили в 1882 г. из Дании пишущую машинку марки “Malling Hansen” (она должна была помочь ему справиться с трудностями, связанными со слабым зрением; любопытно, однако, что текст на таких машинках виден не сразу), так резюмировал свой опыт: «Наши мысли порождает наше средство для письма» (Виолле К. Писатели и пишущая машинка // Языки рукописей. – СПб., 2000. – С. 26.). Дальнейшее движение от печатной машинки к компьютеру так же повлияло на производство текста, понизив его «сопротивляемость», что, по мнению некоторых литературных критиков привело к большей безответственности автора при сочинении. Такая «смена парадигмы» даже вызвала попытки искусственно создать себе сложности в техническом процессе подготовки рукописи к печати, как мы это видим в случае сербского писателя Горана Петровича:
– Как вы пишете? На компьютере?
– Да. Обычно я работаю дома. Пишу свои произведения, потом распечатываю, потом все удаляю из компьютера.
– Как?!
– Я правлю, редактирую на бумаге, а потом снова все набираю — весь роман заново. (Горан Петрович из города Кралево. Интервью // Урал. – 2006. – №6.)

Комментариев нет: