Во время последнего великого оледенения (так называемого валдайского) здесь сформировалась единая природная зона. Она простиралась от Атлантического океана до Уральского хребта. На бескрайних равнинах Европы паслись огромные стада мамонтов и северных оленей - основных источников пропитания человека эпохи верхнего палеолита. По всей территории растительность была приблизительно одинаковой, поэтому регулярных сезонных миграций животных тогда не было. Он и свободно бродили в поисках пищи. За ними столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты. Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность общества позднепалеолитических людей.
Однако 12-10 тыс. лет назад ситуация изменилась. Наступило последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” Скандинавского ледникового щита. Он разделил прежде единую в природном отношении Европу на две части. Вместе с тем изменились направления господствующих ветров, увеличилось количество атмосферных осадков. Изменился и характер растительности. Теперь в поисках пастбищ животные были вынуждены совершать регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (куда они уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными в наметившихся границах новых природных зон стали кочевать и охотившиеся на них племена. При этом прежде единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части Балтийским ледниковым “клином”.
В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы. Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство). В археологии такой период принято называть неолитической революцией.
В поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. Изменившиеся экологические условия - труднопроходимые леса и болота, разделившие теперь отдельные группы людей, - затрудняли общение между ними. Постоянное, хотя и несистематическое межплеменное общение (обмен хозяйственными навыками, культурными ценностями, вооруженные столкновения, лексические заимствования) оказалось нарушенным. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.
С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы. (И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.))
Мы всё ещё зависим от тех огромных открытий, которыми отмечена, без какого-либо преувеличения, неолитическая революция: земледелие, разведение скота, гончарство, ткачество... За последние восемь-десять тысяч лет в эти «искусства цивилизации» мы лишь привносили усовершенствования. (Леви-Строс К. Раса и история // Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – С. 343)
История литературы начинается с изобретения письма. И точно так же связана с историей письма на всей своей протяжённости. Первоначальное иероглифическое письмо, как считают учёные, не только отличалось от последующего алфавитного трудоёмкостью воспроизведения и деталями внешнего вида. Возможно, что тип письма весьма сильно влиял на сознание людей, предопределяя сам тип человеческой цивилизации («Галактика Гуттенберга»). Точно так же свои когнитивные аспекты имели и письменные принадлежности: переход от письма от руки к пишущей машинке существенно изменил отношения автора и текста уже в процессе порождения последнего. «Ницше, которому доставили в 1882 г. из Дании пишущую машинку марки “Malling Hansen” (она должна была помочь ему справиться с трудностями, связанными со слабым зрением; любопытно, однако, что текст на таких машинках виден не сразу), так резюмировал свой опыт: «Наши мысли порождает наше средство для письма» (Виолле К. Писатели и пишущая машинка // Языки рукописей. – СПб., 2000. – С. 26.). Дальнейшее движение от печатной машинки к компьютеру так же повлияло на производство текста, понизив его «сопротивляемость», что, по мнению некоторых литературных критиков привело к большей безответственности автора при сочинении. Такая «смена парадигмы» даже вызвала попытки искусственно создать себе сложности в техническом процессе подготовки рукописи к печати, как мы это видим в случае сербского писателя Горана Петровича:
– Как вы пишете? На компьютере?
– Да. Обычно я работаю дома. Пишу свои произведения, потом распечатываю, потом все удаляю из компьютера.
– Как?!
– Я правлю, редактирую на бумаге, а потом снова все набираю — весь роман заново. (Горан Петрович из города Кралево. Интервью // Урал. – 2006. – №6.)
Однако 12-10 тыс. лет назад ситуация изменилась. Наступило последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” Скандинавского ледникового щита. Он разделил прежде единую в природном отношении Европу на две части. Вместе с тем изменились направления господствующих ветров, увеличилось количество атмосферных осадков. Изменился и характер растительности. Теперь в поисках пастбищ животные были вынуждены совершать регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (куда они уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными в наметившихся границах новых природных зон стали кочевать и охотившиеся на них племена. При этом прежде единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части Балтийским ледниковым “клином”.
В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы. Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство). В археологии такой период принято называть неолитической революцией.
В поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. Изменившиеся экологические условия - труднопроходимые леса и болота, разделившие теперь отдельные группы людей, - затрудняли общение между ними. Постоянное, хотя и несистематическое межплеменное общение (обмен хозяйственными навыками, культурными ценностями, вооруженные столкновения, лексические заимствования) оказалось нарушенным. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.
С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы. (И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.))
Мы всё ещё зависим от тех огромных открытий, которыми отмечена, без какого-либо преувеличения, неолитическая революция: земледелие, разведение скота, гончарство, ткачество... За последние восемь-десять тысяч лет в эти «искусства цивилизации» мы лишь привносили усовершенствования. (Леви-Строс К. Раса и история // Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – С. 343)
История литературы начинается с изобретения письма. И точно так же связана с историей письма на всей своей протяжённости. Первоначальное иероглифическое письмо, как считают учёные, не только отличалось от последующего алфавитного трудоёмкостью воспроизведения и деталями внешнего вида. Возможно, что тип письма весьма сильно влиял на сознание людей, предопределяя сам тип человеческой цивилизации («Галактика Гуттенберга»). Точно так же свои когнитивные аспекты имели и письменные принадлежности: переход от письма от руки к пишущей машинке существенно изменил отношения автора и текста уже в процессе порождения последнего. «Ницше, которому доставили в 1882 г. из Дании пишущую машинку марки “Malling Hansen” (она должна была помочь ему справиться с трудностями, связанными со слабым зрением; любопытно, однако, что текст на таких машинках виден не сразу), так резюмировал свой опыт: «Наши мысли порождает наше средство для письма» (Виолле К. Писатели и пишущая машинка // Языки рукописей. – СПб., 2000. – С. 26.). Дальнейшее движение от печатной машинки к компьютеру так же повлияло на производство текста, понизив его «сопротивляемость», что, по мнению некоторых литературных критиков привело к большей безответственности автора при сочинении. Такая «смена парадигмы» даже вызвала попытки искусственно создать себе сложности в техническом процессе подготовки рукописи к печати, как мы это видим в случае сербского писателя Горана Петровича:
– Как вы пишете? На компьютере?
– Да. Обычно я работаю дома. Пишу свои произведения, потом распечатываю, потом все удаляю из компьютера.
– Как?!
– Я правлю, редактирую на бумаге, а потом снова все набираю — весь роман заново. (Горан Петрович из города Кралево. Интервью // Урал. – 2006. – №6.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий